
Консервантам не везет гораздо больше, чем другим косметическим ингредиентам. Не везет в том смысле, что именно по отношению к ним потребители часто испытывают недоверие на грани с неприязнью. Потребителям почему-то кажется, что все "химическое" зло в косметике только от консервантов. При этом поверхностно-активным веществам, отдушкам и другим синтетическим ингредиентам почему-то прощают их "ненатуральность".
В целом у консервантов сложилась дурная репутация. Потребитель с удовольствием покупает крем с пометкой "без консервантов", поскольку уверен, что он чище, экологичнее и безопаснее. Однако специалисты предупреждают - это иллюзия!
Статистика утверждает, что консерванты провоцируют аллергию не так часто, как это им приписывается. На миллион проданых косметических препаратов встречается лишь одна непереносимость. Кроме того, 80% этих случаев не аллергия, а реакция кожи, вызванная активными компонентами, к которым консерванты не относятся.
Что помогает бактериям попасть внутрь косметического средства?
Во-первых, воздух, доступ к которому появляется при первом же открытии упаковки.
Во-вторых, мы сами, когда достаем крем из баночки пальцами.
В-третьих, нестерильная вода, если при производстве косметики использовали именно такую.
Кроме того, бактерии и грибки очень любят теплые и влажные ванные комнаты, где обычно подолгу и стоят наши баночки и тюбики. Нужно иметь ввиду, что микроб может навредить не только опосредованно, испортив крем, но и напрямую, вызвав гнойничковую инфекцию кожи, микробную экзему и др.
Что могут сделать с косметическим препаратом микроорганизмы?
В процессе жизнедеятельности микроорганизмов выделяются газообразные вещества. Они скапливаются в емкости с препаратом, тот пузырится и становится похожим на взбитые сливки. Микробы "дышат" кислородом, выкачивая его из емкости с препаратом - это приводит к деформации баночки или тюбика.
Активная жизнь микробов в креме постепенно разрушает эмульгатор и препарат распадается на водную и жировую фазы. Колонии микробов и грибков видны невооруженным глазом - внутри и на поверхности препарата в виде сероватого налета, плесени, плотной смолистой пленки. Изменяются цвет и консистенция препарата, появляется осадок в жидкости, неприятный прогорклый запах.
По механизму действия консерванты делят на следующие группы:
1. бактериостатики, которые разрушают микроорганизмы;
2. бактериоциды, которые блокируют способность микроорганизмов к воспроизводству;
3. фунгициды, которые "расправляются" с грибками;
4. антиоксиданты, которые препятствуют окислению косметических средств, прогорканию масел под действием воздуха и т.д.
Поскольку консерванты вместе с микробной клеткой могут повредить и клетке кожи, их концентрация должна быть предельно малой - не больше, чем нужно для того, чтобы предотвратить заражение препарата бактериями. Для всех консервантов строго определены допустимые нормы.
Какими бывают консерванты?
Консерванты относятся к различным химическим группам органических веществ. Некоторые из них используются особенно часто, поскольку давно известны и проверены. Сегодня мировая косметическая промышленность использует 49 основных консервирующих средств, которые можно подразделить на 5 групп:
1. Производные бензойной кислоты - парабены (paraben): метилпарабен,пропилпарабен, этилпарабен, бутилпарабен, которые применяются в смеси. Дело в том, что консерванты этой группы обладают способностью усиливать действие друг друга. Таким образом, если их смешать, общая концентрация консервантов в препарате будет гораздо меньше, если бы туда вошел только один представитель бензойной кислоты. Например, для достижения должного эффекта требуется примерно 1 % метилпарабена, а если использовать его в комбинации с "братьями", то конечная концентрация консервантов уменьшится и будет составлять 0,75-0,80%. Это заметно повышает безопасность препарата.
2. Производные бензола и толуола - бутилгидрокситолуол (ВНТ) и бутилгидроксианизол (ВНА). Они, либо по отдельности, либо вместе, применяются в детской косметике, в препаратах для чувствительной кожи, в средствах для ухода за кожей вокруг глаз.
3. Органические кислоты - лимонная (citric acid), бензойная (benzoic acid), салициловая (salicylic acid). Для того, чтобы с их помощью добиться оптимального консервирующего эффекта, необходима достаточно высокая концентрация, при которой они могут раздражать кожу. Поэтому эти вещества применяются в основном как вспомогательные, в сочетании с другими консервантами, например, с теми же производными бензойной кислоты.
4. Производные мочевины - имидазолидинил УРЕА (imidazolidinyl UREA) и ДМДМ гидантоин (DMDM hydantoin) также редко выступают в роли самостоятельного консерванта. Ввиду того, что они являются производными мочевины и родственны выделениям нашей кожи, они используются как дополнительные консервирующие агенты в косметических средствах, которые содержат большое количество белков.
5. Эфирные масла выступают в роли консервантов достаточно редко - только в средствах, относящихся к ароматерапии, так как обладают специфическим запахом, который не всем нравится. Кроме того, они являются довольно слабыми консервантами, потому что лишь тормозят рост микробов.
6. Антиоксиданты - натриевая соль ЭДТА (disodium EDTA), витамин Е, аскорбиновая кислота, бета- каротиноиды, производные фенола, биофлавониды и т.д. Эти вещества никак не воздействуют на микробов, они лишь предохраняют препарат от окисления и прогоркания жировой основы.
Главные признаки хорошего консерванта.
Общий комплекс требований к консервантам формулируется ЕС по следующим критериям:
- эффективность против широкого спектра микроорганизмов;
- бактерицидный и бактириостатический эффект;
- совместимость с другими компонентами, активными веществами и упаковочными материалами;
- высркая эффективность при малых дозах;
- стабильность в широком диапазоне температур и кислотности косметического средства;
- хорошая растворимость и смешиваемость внутри препарата;
- низкая токсичность для человека и окружающей среды;
- хорошая переносимость кожей;
- отсутствие или незначительность запаха и цвета;
- хорошее соотношение цены и качества.
В современной косметической промышленности применяют многокомпонентные системы, удовлетворяющие сразу всем критериям.
Сколько консерванта должно быть в косметическом средстве?
Для того, чтобы расти и размножаться, бактериям нужна вода. Там, где ее нет, консерванты не нужны. Например, хорошо всем известный крем "Нивеа" в синей плоской металлической баночке, на которой написано "без консервантов", практически не содержит воды. Консерванты там, действительно, не нужны, поскольку в рецептуру крема входят углеводороды нефти, воски и масла, которые микробы "в пищу" не употребляют. Микробы также не считают комфортной для себя питательной средой спиртосодержащие лосьоны с содержанием этанола не менее 20%, а также пропиленгликоль, сорбитол и глицерин в высокой концентрации.
Естественно потребителя должны насторожить препараты с лозунгом "без консервантов". Он может означать следующее:
1. рекламный трюк: препарат состоит исключительно из нефтепродуктов, которые не пользуются успехом даже у микробов;
2. через некоторое время этот препарат станет небезопасным - в силу интенсивного размножения микробных колоний.
Обычно концентрация консерванта подбирается опытным путем, так как для каждой категории препаратов она индивидуальна. Например, в креме, содержащем большое количество белковых продуктов, консервантов должно быть больше, чем в геле.
Общие принципы использования консервантов формулируются так:
- чем меньше, тем лучше;
- столько, сколько технологически необходимо.
Термин "технологическая необходимость" означает следующее - концентрация консерванта не должна быть ни слишком низкой, ни слишком высокой. Недостаточная дозировка может привести к адаптации микроорганизмов, а слишком высокая - к увеличению токсичности косметического средства.
Какой должна быть идеальная упаковка косметического средства?
Умный потребитель дорожит своим здоровьем. Кажется, он должен быть заинтересован в том, чтобы его любимый крем был полностью защищен от микробов. Но ... Еще раз о силе традиций: всем самым современным формам упаковки потребитель по-прежнему предпочитает баночку с крышкой. Баночка - это удобно, открыл и зачерпнул столько крема, сколько нужно. Кроме того, хорошо видно, сколько его осталось. Баночка - самая ненадежная в гигиеническом смысле емкость. Она открыта всем желающим микробам: и тем, что мы заносим пальцами, и тем, что попадают из воздуха. Поэтому надо помнить, что в косметическое средство, фасуемое в такие баночки, консервантов вводится несколько больше.
Один из самых современных вариантов - дозировочные системы, которые полностью предотвращают контакт препарата с воздухом, а значит, с микробами. Такая упаковка не допускает эффекта обратного всасывания, как тюбик, и позволяет полностью отказаться от использования консервантов. Здесь, после выхода точно дозированного количества крема, отверстие сразу закрывается мембраной. Проблема только в том, что такие емкости требуют абсолютно стерильного производства. А это очень дорого.
Исходя из всей этой информации, я думаю, вы понимаете, когда консерванты становятся по-настоящему вредными и по какой цене вы можете приобрести действительно качественные средства, исходя из того, в какой упаковке они находятся. Может не стоит платить 3-5 тысяч за крем в красивой баночке, если он напичкан нефтепродуктами или большим количеством консервантов?
Понравился материал "Вся правда о консервантах." - расскажи друзьям и оставь свой комментарий без регистрации.